Научно-образовательный центр ИСМАН: становление и развитие

Директор ИСМАН Гордополов Ю.А., руководитель НОЦ ИСМАН Столин А.М.

Институт структурной макрокинетики и проблем материаловедения РАН, г. Черноголовка, amstolin@ism.ac.ru

НАЧАЛО. На протяжении ряда лет на базе ИСМАН велось обучение студентов на базовых кафедрах различных московских университетов. Однако в последние годы базовые кафедры переживают не самые лучшие времена. Надо было срочно искать другие формы развития образовательной деятельности в нашем академическом институте.

В 2002 году по замыслу академика А.Г.Мержанова для систематизации подготовки специалистов в ИСМАНе был создан Научно-образовательный центр: НОЦ ИСМАН. В задачи центра входит подготовка специалистов высшей квалификации в области структурной макрокинетики, СВС, процессов горения, взрыва и детонации, современного материаловедения. Организация НОЦ ИСМАН была связана со строительством на территории ИСМАН небольшого корпуса с тремя лекционными залами, которое при необходимости легко перестраиваются в один большой зал, и комфортного общежития на 30 мест.

В качестве первого шага были разосланы письма в различные университеты страны с предложением прислать студентов на выполнение дипломных работ. Переписка показала, что московские ВУЗы не проявляют интереса посылать к нам студентов. Тогда и пришло понимание, что ставку надо делать на регионы. В результате в первый год мы набрали 12 студентов.

СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ. Дальше динамика роста числа студентов была только возрастающей, да и география ВУЗов стала более разнообразной. В 2005 году был проведен отбор студентов и аспирантов в количестве 22 человек из разных городов: Самары, Уфы, Волгограда, Москвы, Казани, Тамбова, Барнаула, Пензы. В структуру НОЦ ИСМАН входят научно-учебный центр "МИСиС-ИСМАН" и филиал кафедры "Процессы СВС" при кафедре высокотемпературных процессов, материалов и алмазов физико-химического факультета МИСИС (г.Москва); кафедра макроскопической кинетики подмосковного филиала МГУ с базовым обучением в ИСМАН, учебно-научный комплекс «СамГТУ - ИСМАН», кафедра «Материаловедение и технология СВС» при Самарском государственном университете (г.Самара); научно-образовательная лаборатория на базе ИСМАНа и ТГТУ (г. Тамбов). НОЦ имеет договора о сотрудничестве в области образования, науки и подготовки кадров с МИСиС (Москва), СамГТУ (Самара), КГТУ (Казань), ПГУ (Пенза), ТГТУ (Тамбов), АлтГТУ(Барнаул). Договора о сотрудничестве с КГТУ (Казань), ПГУ (Пенза), ТГТУ (Тамбов), АлтГТУ (Барнаул) были заключены совсем недавно в 2005 году.

В текущем году 12 студентов и магистров НОЦ ИСМАН успешно защитили в своих ВУЗах дипломные проекты. Из их числа 4 выпускника поступили в аспирантуру ИСМАН. Кроме этого, 4 аспиранта из Ереванского государственного университета, СамГТУ и АлтГТУ прикомандированы к ИСМАН для выполнения диссертационных работ.

Наш институт совместно с ТамбГТУ выиграл проект на организацию НОЦ в области твердофазных химических технологий в рамках целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2006-2007 г.г. Министерства образования и науки Российской федерации. Такая форма совместной работы с вузовской наукой, безусловно, усилит потенциал нашего Центра.

Уже три года подряд мы проводим Всероссийские школы-семинары по структурной макрокинетике для молодых ученых. Тематика этих Школ широкая: фундаментальные основы СВС тугоплавких неорганических соединений, современные проблемы физического материаловедения, структурная макрокинетика, теория горения, взрыва и детонации. Финансовую поддержку проведению этих Школ оказывает программа Президиума РАН «Поддержка молодых ученых». Программа 3-й Всероссийской школы-семинара по структурной макрокинетике для молодых ученых, проведенной в 2005 году, включала в себя 34 доклада молодых ученых, студентов и аспирантов, а так же 3 приглашенных лекции: академик Бузник В.М. (Москва), «Инновационные аспекты исследовательской деятельности»; профессор Боровинская И.П., (Черноголовка, ИСМАН), «Развитие инновационной деятельности и внедрение научных разработок в области СВС»; профессор Андриевский Р.А. (Черноголовка, ИПХФ РАН), «Современные проблемы наноструктурного материаловедения». Студенты и аспиранты из различных учебных и академических институтов Черноголовки, Москвы, Тольятти, Уфы, Самары, Волгограда, Барнаула, Казани, Тамбова, Пензы и Еревана получили возможность встретиться и обсудить широкий круг научных проблем. Итоги работы Школы-семинара были освещены в Черноголовской газете от 8-го ноября 2005 года и на сайте Института http://www.ism.ac.ru/.

Специальная комиссия выбрала лучшие доклады, представленные на 3-ей Всероссийской школе-семинаре по структурной макрокинетике для молодых ученых, имеющие перспективный инновационный характер. Был сформирован список инновационных докладов для представления на Международной Школе-конференции по инновационному развитию науки и техники. Эта Школа проводилась 13-14 декабря 2005 года в ИСМАН совместно с Инновационно-технологическим центром РАН «Черноголовка», возглавляемая академиком В.М.Бузником. Программа включала 8 приглашенных лекций и доклады студентов, аспирантов и молодых ученых, а так же дискуссии за круглым столом. К чтению лекций были привлечены ведущие ученые страны, имеющий большой опыт в инновационной деятельности и владеющие знаниями новых информационных материалов и методическими пособиями в области инноваций. Доклады молодых ученых показали, что они с энтузиазмом хотят пройти путь от получения научного результата до разработки и коммерциализации наукоемкого продукта и проявить себя не только как ученые, но и преуспевающие бизнесмены. Для реализации этих замыслов требуется получить дополнительную квалификации в области инновационной деятельности, менеджмента и коммерциализации новых химических технологий.

Главное, ради чего затеваются мероприятия для молодых ученых - это общение молодых исследователей, обсуждение их работ и достижений. Они учатся готовить презентации на современном уровне, выступать и отвечать на вопросы. Это полезная практика. При организации подобных мероприятий важны детали. Бесплатные обеды, подарки всем участникам, экскурсии, спортивные мероприятия, банкеты на закрытии Школы в общежитие НОЦ ИСМАН – все это имеет значение. К открытию Школ публикуются тезисы докладов. При подведении итогов и конкурса работ докладчики премируются грамотами и ценными подарками. Хочется отметить, что старшее поколение ученых всегда с удовольствием вспоминает свое участие в научных конкурсах для молодых ученых. К сожалению, сейчас такие конкурсы проводятся редко из-за малой численности самих молодых ученых. Проводимые Школы дают возможность студентам и аспирантам участвовать в таких мероприятиях, где они главные действующие лица.

НАШ ОПЫТ. В процессе нашей совместной работы с университетским сообществом мы приобретали опыт. Стало понятно, что надо ставить перед собой те задачи, которые интересуют наших партнеров. Прежде всего, должна быть актуальная научная тема дипломной работы студента в рамках основных научных направлений Института и в сфере интересов кафедры университета. Иногда случалось, что это не всегда совпадало. Мы стали более тщательно и внимательно проводить отбор студентов, благо возросшая известность нашего Центра нам это позволяла. Важно было не только установить контакт с кафедрами ВУЗов, но и наладить с ними постоянное взаимодействие. Здесь огромную роль играют научные руководители дипломных проектов. Если это простое требование не выполняется, то с трудом налаженные связи с кафедрами могут со временем ослабнуть. Следует понимать, что университеты вполне могут обойтись и без академического института при руководстве дипломными проектами. Им академический институт полезен для усиления научно-исследовательской деятельности. Они (университеты) хорошо понимают, что нормальный студент должен обучаться науке в научном учреждении, ему надо приобретать творческие навыки. Поэтому они охотно идут на контакт с академическими институтами, чтобы соответствовать требованиям науки и техники сегодняшнего дня. Однако и другая, академическая сторона, тоже должна соответствовать этим требованиям. К сожалению, это не всегда выполняется.

Для научно-организационного обеспечения деятельности НОЦ ИСМАН создан Координационный совет, на котором происходит распределение студентов и аспирантов по лабораториям, обсуждаются вопросы организации лекций и лабораторных работ для студентов, методические вопросы.

БЫТ И ОБЩЕЖИТИЕ. Общежитие НОЦ ИСМАН – большое достижение Института, которым он вправе гордится. Комфортные комнаты на 2-3 человек. Хорошо оборудованная кухня, столовая, компьютерный класс с выходом на внутриинститутскую сеть и глобальную сеть Интернет, два теннисных стола, музыкальный центр и многое другое. Главное - всегда поддерживается порядок и чистота. Здесь большая заслуга коменданта общежития Козыревой О.Н., которая по призванию является воспитателем молодежи. Однако даже при самых комфортных условиях могут возникать проблемы адаптации к правилам общежития. Существует студенческий Совет, который следит за соблюдением нормативных правил проживания в общежитие.

ДРУГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Наш Институт ставит своей задачей расширение международных контактов с ведущими университетами мира с целью совместной организации научного и образовательного процесса для повышения квалификации и уровня подготовки специалистов. Формы взаимодействия могут быть разными: совместные семинары, короткие визиты молодых специалистов для выполнения научных совместных работ, участие в школах-семинарах и конференциях для молодых ученых, которые мы проводим ежегодно. Недавно заключен договор о сотрудничестве в области образования, науки и подготовки кадров между ИСМАН и Центром композиционных материалов Харбинского Института технологии (КНР). В наши планы входит организация совместного российско-китайского семинара для молодых ученых по фундаментальным проблемам физико-химии процессов горения и взрыва в рамках соглашения между Российским фондом фундаментальных исследований и Государственным фондом естественных наук Китая.

На основе 3-стороннего договора между ИСМАН, МИСиС (Московский государственный институт стали и сплавов) и школой № 75 об организации лицейской группы ИСМАН в течение многих лет организует подготовительные курсы для школьников от Центра отбора и подготовки молодежи МИСИС в Черноголовке. Для закончивших курсы в Черноголовке проводятся рейтинговые экзамены, при их успешной сдаче можно будет поступить на любой факультет МИСиС. Для абитуриентов организовано посещение научных лабораторий нашего института, читаются вводные лекции по специальности и даже, по возможности, школьники привлекаются к научной работе. В прошлом году по нашей инициативе был заключен договор о целевом приеме абитуриентов между МИСиС и администрацией Муниципального образования «город Черноголовка». Согласно этому договору для подготовки специалистов для целевого приема абитуриентов из города Черноголовка МИСиС выделил льготных 5 мест на физико-химический факультет.

В настоящий момент времени разрабатываются программы деятельности Центра и курсов по специализации.

ИТОГИ. Рассматривая итоги деятельности НОЦ ИСМАН за прошедшие три года, следует особо выделить два результата:

  • существенное омоложение кадрового состава Института, которое произошло в последнее время. Во многих лабораториях появились молодые научные сотрудники. Этому способствует политика администрации Института, в частности, введены персональные надбавки к зарплате для молодых специалистов.

  • интенсивное развитие интеграции с университетами страны в образовательной и научной деятельности. Это позволяет сохранить и развить научный потенциал Института, сделать востребованным труд наших ученых.